Правительство спасут девятьсот иностранных богачей?

Северокорейский дипломат попросил убежища в Южной Корее

Роман Каллас: горькая "правда" Сависаара

Главным недостатком монографии Эдгара Сависаара «Правда об Эстонии» остается преимущественно экономический взгляд на проблемы страны, полагает доктор философии Роман Каллас.

Верите ли вы, что у каждого политика своя правда? Не обольщайтесь. Политическая правда почти никогда не бывает исконным детищем ее апологетов. Как справедливо полагал отец современной макроэкономической мысли английский аристократ Джон Мэйнард Кейнс, люди практической ориентации, уверенные, что они вовсе не подвержены каким-либо интеллектуальным влия­ниям, чаще всего в действительности оказываются более или менее послушными последователями какого-нибудь давно ушедшего из жизни экономиста.

Скажем, Андрус Ансип явно отдает предпочтение написанному более 80 лет назад классичес­кому труду австрийского мыслителя Людвига фон Мизеса «Либерализм», а Март Лаар воздает должное идеям лауреата Нобелевской премии 1976 года американца Милтона Фридмана. В то же самое время главный политический соперник правых либералов Эстонии лидер Цент­ристской партии и мэр Таллинна Эдгар Сависаар тяготеет к неомарксизму.

Как и подобает настоящему нео­марксисту, Сависаар стремится решать острейшие политичес­кие противоречия преимущест­венно за счет создания новых экономических моделей с целью преобразования жестких реалий необузданного либерального капитализма в нечто более управляемое и социально ответственное.

Именно этот посыл и положен в основу вышедшей в свет в конце минувшего года публицистической монографии Эдгара Сави­саара «Правда об Эстонии. Том первый».

В августе нынешнего года эта книга в акккратном переводе Бориса Туха была представлена читающей по-русски публике. Презентация первой части задуманного как трехтомник издания прошла под эгидой разоблачения происков правых либералов и предания огласке по-настоящему правдивых данных о том, что же на самом деле происходит в Эстонии под прикрытием сообщений об успехах правящей коалиции и показателей официальной статистики.

Летом этого года интригующий эффект от публикации книги был усилен скандалом вокруг выплаты Эдгару Сависаару небывалого по эстонским меркам авторского гонорара в размере

173 000 евро. Сам высокопоставленный публицист объявил по этому поводу, что получил столь значительную сумму в качестве гонорара за целую серию книг от прекратившего свою деятельность фонда Arsai Investment, который поддерживал пропаганду центристского мировоззрения и оказал ему содействие в издании «Правды». Автор фактически признал, что появление новой книги следует воспринимать исключительно в свете партийной пропагандистской акции, чем усложнил попытки независимых критиков концептуально оценить его монографию по существу.

Впрочем, имя Эдгара Сависаара известно в политическом мире Эстонии столь широко, что вряд ли способно оставить кого-либо равнодушным и непредвзятым в отношении любого шага этой весьма харизматичной фигуры.

Как бы там ни было, но именно всеобщая политическая известность Сависаара в значительной мере оставляет в тени его деятельность в качестве серьезного экономического аналитика и публициста. В общей сложности из-под пера кандидата философских наук Эдгара Сависаара вышло более двух десятков книг, переведенных на русский, английский, финский и прочие языки.

В молодости будущий политик всерьез занимался проблемами глобалистики, что в дальнейшем не могло не стимулировать его готовности к критическому восприятию положения Эстонии в самом широком международном контексте. Так или иначе, в сфере интересов Сависаара, помимо повседневной политики, остается, разумеется, экономика и философия, что делает его крайне неудобным оппонентом в публичных дебатах.

Комментируя в своем блоге презентацию «Правды об Эстонии», Сависаар справедливо упрекал эстонских политиков в сккпости на книги, предназначенные для широкой аудитории, которые обобщали бы их жизненный опыт, наблюдения и рассуждения. При этом в книжных магазинах европейских столиц ассортимент выходящей из-под пера тамошних политиков аналогичной печатной продукции гораздо более обширен. «Неужели нашим правым политикам нечего рассказать народу Эстонии?» - риторически вопрошает Сависаар.

И действительно. Можно не любить Центристсккю партию и не разделять ее неомарксистских воззрений, можно презирать лично Сависаара, однако рассмот­реть изложенную в его книге логическкю аргументацию по существу в открытой дисккссии было бы крайне важно с точки зрения развития в Эстонии общеевропейской ккльтуры свободы слова.

С первых страниц книги Сависаара у читателя не остается ни малейших сомнений в том, что в его руках оказалось вдохновленное опытом экономического кризиса Евангелие от оппозиции. Монография Сависаара четко картографирует главные болевые точки на социально-экономическом ландшафте Эстонии.

Правдоискательство Сависаара расширяет читательский кругозор и способствует пробуждению интереса к происходящему на политическом Олимпе не только Эстонии, но и в Европе, а также в России, США и даже в Китае.

В какой-то степени монографию можно использовать даже в качестве справочника. Книга ясно структурирована и написана исключительно доходчивым языком. И все же это трудное чтение.

Ситуация в Эстонии, да и в Евросоюзе обрисована автором преимущественно в мрачных, отчасти даже в несколько депрессивных тонах. Сависаар демонстративно бросает вызов нынешней государственной власти, неустанно повторяя ей в лицо крайне жесткие, нелицеприятные вещи. Как и подобает лидеру оппозиции, мэр Таллинна призывает к отставке правительства, смене экономической модели и пересмотру основ социальной и нацио­нальной политики.

Острейшая политическая пуб­лицистика Сависаара примечательна не только тем, что акккмулирует энергию общественного протеста. Еще важнее ее способность к мобилизации как сторонников, так и противников смены нынешнего политического ккрса и экономической парадигмы развития Эстонии.

Судя по всему, в самое ближайшее время нам предстоит узнать, будут ли лучшие умы правящей коалиции вести диалог с оппозицией по существу или же начнут действовать в стиле заговора и попытаются отвлечь общественное внимание вопросом о моральном облике тех или иных политических персонажей.

Суть наметившейся дисккссии вокруг борьбы за власть сводится к дилемме о том, стоит ли нам окончательно пустить экономическое развитие Эстонии на самотек или же необходимо искксственно создавать механизмы осмысленной регуляции рынка. Либералы отстаивают первый вариант, неомарксисты ратуют за второй. Книга Сависаара ставит вопрос ребром. Момент истины близок.

Трудно сказать, сумеют ли центристы пробить круговую оборону правых партий, одержать решительную победу на парламентских выборах 2015 года и начать на практике претворять в жизнь изложенные в «Правде об Эстонии» социально-экономические модели, испытательным полигоном для которых сегодня во многом является Таллинн. Ясно, что Сависаар по-прежнему оказывает существенное положительное воздействие на политический мир Эстонии. Как говорят циничные политологи, самое хорошее правительство - это изрядно напуганное плохое правительство.

Думается, что главным недостатком монографии Сависаара остается преимущественно сугубо экономический взгляд на проб­лемы Эстонии. Вопросы развития демократии и равноправия, повышения социальной мобильности, хотя и обозначены в книге, все-таки оставлены на периферии аналитической мысли автора.

Охваченное социально-экономическим расслоением, разделенное национальными и языковыми барьерами и оставленное на задворках Европы современное общество Эстонии остро нуждается в гораздо­ более значительной всеобщей идее, нежели бесконечная борьба за экономическкю стабильность и расширение потребительских возможностей. Дефицит великих идей не менее губителен, чем дефицит ресурсов.

Печальная и всеобщая закономерность современной политики состоит в том, что у власти по всему миру неизменно оказываются люди, мыслящие о правде исключительно на языке экономики. Чрезмерное увлечение прагматичными экономическими концепциями при известной доле пренебрежения к развитию демократии и гуманитарной ккльтуры чревато неприятным сюрпризом.

Следуя этим путем, мы рисккем однажды обнаружить себя в обществе тотального отчуждения, членов которого крайне мало что связывает, помимо бесчеловечно функционирующего рынка труда и вездесущих товарно-денежных отношений. Впрочем, в истории нынешней европейской цивилизации уже случались и не такие эпохи.