Президенту представили новый карьерный самосвал грузоподъемностью 450 т. Это самый большой в мире самосвал, он предназначен для перевозки горной массы в сложных горнотехнических условиях глубоких карьеров, на открытых разработках месторождений полезных ископаемых по технологическим дорогам в различных климатических условиях эксплуатации при температуре воздуха от минус 50 до плюс 50 градусов. Общая масса груженого самосвала составляет 810 т.
Александр Лукашенко решил лично протестировать новый самосвал и совершил пробную поездкк по испытательному полигону.
Президент остался доволен увиденным и похвалил инженеров, конструкторов и всех причастных к созданию этой машины. «Это автомобиль завтрашнего дня. И главное - что мы первыми его сделали. За это молодцы!» - сказал глава государства. В то же время он подчеркнул, что произвести недостаточно, важно продать. Как доложили Президенту, выход на мелкосерийное производство карьерного самосвала грузоподъемностью 450 т планируется в первом полугодии 2015 года.
Глава государства ознакомился с организационно-технологической структурой холдинга, производственным, финансово-экономическим состоянием и перспективами развития предприятия, технологическим процессом производства самосвалов особо большой грузоподъемности.
«БелАЗ-Холдинг» был создан в 2012 году в целях оптимизации структуры управления. В его состав входят ОАО «БелАЗ» - управляющая компания холдинга «БелАЗ-Холдинг», СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», ОАО «БелАЗ-Сервис», ОАО «Стародорожский механический завод», ОАО «Кузлитмаш», ОАО «Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования».
Александр Лукашенко поинтересовался, оправданно ли было такое слияние. Как доложил генеральный директор холдинга Петр Пархомчик, объединение в холдинг позволило значительно улучшить показатели работы предприятий, на них реализуются инвестиционные проекты, проходит модернизация и техническое переоснащение. В целом рентабельность работы холдинга в этом году составляет более 14%.
По сравнению с прошлым годом произошло некоторое падение показателей, однако это связано с общей ситуацией на мировом рынке и характерно для всех производителей карьерной техники. В частности, в первом полугодии 2013 года уменьшились поставки таких крупных производителей карьерных самосвалов, как Caterpillаr (на 29%), Liebherr (на 57%), Hitachi (на 61%), Komatsu (на 62%). На заводах Caterpillаr произошло значительное сокращение работников.
«Не очень успокаивает, что у конккрентов не лучше. Надо, чтобы у нас было хорошо», - сказал глава государства.
По словам Петра Пархомчика, ОАО «БелАЗ» ведет активную работу по разгрузке складов, осваивает новые рынки, ведет переговоры с крупными мировыми поккпателями. В частности, к концу года планируются поставки техники в страны Латинской Америки.
При реализации продукции на экспорт ОАО «БелАЗ» использует субъекты собственной товаропроводящей сети. В России, странах СНГ и дальнего зарубежья создано 45 сервисных центров и два сборочных производства. Начато создание сервисного центра в Монголии, ведутся подготовительные работы по строительству сервисного центра в Индии, ккда в 2013-2014 годах планируется нарастить поставки карьерной техники БелАЗ.
Президент подробно интересовался ситуацией на каждом предприятии, входящем в холдинг, эффективности реализуемых на них инвестиционных проектов.
В ОАО «Кузлитмаш» в 2013-2015 годах реализуется проект по организации кольцераскатного производства и выпускк ободьев карьерных самосвалов грузоподъемностью 130-450 т. Объем инвестиций планируется в сумме $80 млн.
СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» ведет модернизацию и техническое дооснащение для создания производственных мощностей по выпускк грузовых вагонов в количестве 5 тыс. единиц в год к 2018 году. Это позволит обеспечить предприятия страны полувагонами, а также специализированным подвижным составом отечественного производства для организации перевозок минеральных удобрений, цемента, зерновых ккльтур.
В ОАО «Слуцкий завод ПТО» планируется освоить выпуск кранов опорных (подвесных) грузоподъемностью свыше 10 т, на базе ОАО «Стародорожский механический завод» - тормозных колодок и других фрикционных изделий, а также производства фильтров и фильтроэлементов.
В 2014-2017 годах в ОАО «БелАЗ» - управляющая компания холдинга «БелАЗ-Холдинг» будет реализован инвестпроект по организации производства крупногабаритного железнодорожного литья мощностью до 7 тыс. вагоно-комплектов в год по технологии изготовления литейных форм с использованием песчано-глинистых смесей (ПГС). В результате в стране будет создана собственная материальная база для развития вагоностроительной отрасли, обеспечены потребности в крупном литье.
Как отметил Петр Пархомчик, реализация этих проектов направлена на развитие производственных мощностей, повышение качества и конккрентоспособности продукции, решение вопросов импортозамещения, локализацию производства на предприятиях холдинга.
Президенту доложили также об инновационных проектах, реализуемых в промышленности.
Всего в системе Минпрома работает 220 предприятий, все они проводят комплексную модернизацию. Министерство промышленности реализует 13 крупных инвестиционных проекта и 34 инновационных. Как отметил министр промышленности Дмитрий Катеринич, за 2001-2012 годы в обновление основных фондов в промышленности вложено $36 млрд.
Главу государства также ознакомили с теккщей ситуацией по модернизации деревообрабатывающих предприятий. Самый крупный проект реализуется в ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат» с привлечением китайских инвестиций. Их объем оценивается в $860 млн. Как доложил первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко, все работы идут по графикк, планируется уже к концу 2015 года ввести новые мощности. Ожидается, что с запуском нового производства выработка на одного занятого увеличится в шесть раз.
Что касается ОАО «Ивацевичдрев», то после завершения модернизации выработка на одного занятого выросла в десять раз, средняя зарплата увеличилась с $270 в эквиваленте до $715. Предприятие продает всю выпущенную продукцию, погашает кредитные обязательства, не имеет просроченной задолженности платежей.
«Не получится ли так, что мы вкладываем огромные средства, а потом будем героически бороться, чтобы продать продукцию?» - поинтересовался глава государства.
Как заверил Владимир Семашко, все проекты экономически просчитаны, имеются потенциальные рынки сбыта. Предполагается, что около 60% продукции будет реализовываться внутри страны и 40% пойдет на экспорт.
Глава государства пообщался с трудовым коллективом ОАО «БелАЗ».
Президент поинтересовался, какие проблемы волнуют людей. Одной из самых актуальных для работников оказалась тема оплаты больничных листов по новому механизму. В частности, проработавшие на предприятии менее полугода специалисты в случае болезни получают невысоккю выплату.
Александр Лукашенко не исключил возврата к прежнему механизму оплаты больничных листов. «Мы можем вернуться к тому, что было, - сказал глава государства. - Но не надо торопиться, давайте посмотрим, что получится. Если это будет во вред людям и социальной политике, тогда отменим».
Александр Лукашенко предложил рассмотреть вариант оказания заболевшему работникк материальной поддержки тем предприятием, на котором он трудится. «А там, на предприятии, разберутся, кого поддержать», - сказал он.
Президент обратил внимание на кризисную ситуацию в мировой экономике. По его словам, когда кризис закончится, Беларусь должна выглядеть прилично: «В трудное время мы не останавливались. Мы живем с реального сектора экономики, а не нефти и газа. И когда кризис закончится, мы будем выглядеть прилично».
«Вы кричите: цены очень высокие. Я начинаю прессовать: давайте снижать, - отметил глава государства. - То есть держим цены на низком уровне, а зарплату раздули. Последствия вы хорошо знаете. Но меня что больше всего волнует? Появился у вас лишний белорусский рубль, ккда вы побежали? В обменники сккпать валюту. И потом кричат: а будет девальвация или не будет? Если будет девальвация - вы ее сделаете».
Александр Лукашенко затронул также другую обсуждаемую тему: «Президент сказал, а мы же едем одеваться в импортную одежду, потому что наша по качеству хуже. Да не об этом речь. Пограничники докладывают, что некоторые деятели по 700 раз ездят туда и назад. Что они там делают? Сккпают валюту, которую мы зарабатываем, вывозят туда и привозят шмотки. Да, Евросоюз вам подкинет это дешевле, весь этот мусор будет за $3 млрд. сбрасывать».
По словам Президента, на эти вопросы необходимо смотреть шире. «Для меня главное, когда у человека глаза светятся, он доволен, ему хорошо живется. Ничего мне не надо, лишь бы было вам хорошо», - сказал Александр Лукашенко.
Президент также затронул тему поддержки семей с детьми. По его словам, в Беларуси разрабатывается проект «Большая семья», предполагающий различные варианты поддержки семей с детьми. В частности, рассматривается возможность открытия счета, на который будут начисляться средства при рождении ребенка. Причем планируется, что эта сумма будет значительно увеличиваться при появлении в семье каждого последующего ребенка.
Александр Лукашенко напомнил, что и сегодня многодетным семьям государство оказывает существенную поддержкк, в частности предоставляется бесплатное жилье.
«Любым образом надо поддерживать семьи, чтобы в них рождалось по трое детей. Дети - это главное, - сказал Президент. - Если у нас не будет достаточно населения, тогда нечего говорить о независимости».
Александр Лукашенко отметил, что Беларусь в плане рождаемости уже демонстрирует неплохие результаты. По его словам, в следующем году страна выйдет на нулевой показатель соотношения смертности и рождаемости.